Вы здесь

Творения потомкам — курам на смех

http://old.chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=49256 

Несколько сибирских городов уже давно борются за официальный статус столицы Сибири. А вот звание «культурная сибирская столица» у Новосибирска не оспаривает никто. Однако так ли уж безупречен Энск в эстетическом отношении, чтобы быть коронованной столицей? На этот вопрос попыталась найти ответы корреспондент «Честного слова».
Недавно состоявшаяся масштабная региональная художественная выставка «Сибирь» показала: в Новосибирске нет ни одного достойного зала, чтобы выставлять большие проекты. Художественный и Краеведческий музеи предоставили площади для 1600 экспонатов вопреки своей изначальной музейной функции. Единственное, что доказал Новосибирск, — что он в состоянии организовывать крупные выставки.

Муниципальной галереи искусств город ждет уже давно. Еще к 110-летию Новосибирска группой художников была организована работа над серией портретов прославленных земляков. Однако к сроку сделать все символические 110 портретов не удалось. Проект отодвинулся во времени — Новосибирску уже 115 лет. И с каждым годом новая цифра летоисчисления будет увеличивать количественный план. Однако речь не о количестве, а о выставочном месте.
Сейчас портреты висят в конференц-зале Краеведческого музея, часть — в большом зале. Причем качество самих портретов, равно как и их композиционное соседство друг подле друга, оставляет желать лучшего. Помимо бросающегося в глаза монументализма и овеянности портретов духом ленинской эпохи стандартной официальности, серия работ имеет и другие недостатки.
«Несколько экспозиций из этой серии расположены в одном пространстве, чего быть не должно, — пояснил корреспонденту «ЧС» председатель Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Вадим Иванкин. — По-хорошему такая галерея должна представляться либо в отдельном помещении, либо, на худой конец, висеть в городской администрации (для чего надо создать муниципальный зал), поскольку на портретах — люди, снискавшие славу в городе. А из недостатков самих картин хотелось бы отметить одинаковый формат работ, словно это какой-то сталепрокатный цех — все вещи выходят практически одинаковые».
Стоит заметить, что г-н Иванкин сам участник серии портретов новосибирских знаменитостей и необъективным его здесь назвать трудно. 
Проект серии работ новосибирских знаменитостей курирует областной департамент культуры. Но, дав портретам право на жизнь, департамент, похоже, лишил их своей заботы, а именно - предоставления выставочной площади. И лишь успех региональной выставки показал, что город достоин муниципальной галереи, о подборе места строительства которой губернатор области тут же издал распоряжение.
Новосибирск занимает центральное место в Сибири — по пересечению железнодорожных путей, по стечению финансовых артерий. Но многие факторы, которые могли бы послужить признаками столичного города, сильно отстают.
«В Новосибирске большой крен в сторону театрального и музыкального искусства, но у нас есть еще хоть и небольшая, но достаточно серьезная профессиональная организация художников. И эта региональная выставка показала, что организация может делать, организовывать, проводить и участвовать, причем достойно участвовать в очень крупных выставках. А материальных возможностей для участия у новосибирских и приезжих художников просто-напросто нет», — заявил нашей газете Вадим Иванкин. А ведь прошедшей региональной выставкой заинтересовалось Министерство культуры России и изъявило желание проводить в Новосибирске выставки уже всероссийского масштаба примерно раз в два года.
Так что городским властям следует поспешить, ведь в других сибирских городах подобные галереи и залы существуют, что увеличивает их шансы на культурное первенство.
Однако нехватка залов скорее внутренняя проблема, касающаяся самих художников, включая тех, кто приезжает выставляться. В городе есть и очевидные вещи, видимые всеми и горячо, не без иронии, обсуждаемые на городских интернет-форумах. Речь идет о памятниках и скульптурных композициях. Несмотря на проводимые конкурсы и громкие мотивации к их созданию, в Новосибирске нет ни одного достойного произведения, которым жители могли бы гордиться. Совершим критическую экскурсию.

Гамлет в квадрате. Фигура Владимира Высоцкого у театра «Глобус» мало того что бросается в глаза своей диспропорцией, она еще ко всему прочему и украдена. Подобный памятник, по словам заслуженного деятеля искусств Александра Чернобровцева, уже существует (в Черногории — «ЧС»). Словно насмешкой к этому несуразному проекту стала кража черепа бедного Йорика, положенного скульптором Таратыновым у ног Владимира Семеновича, на металлсырье.

Суслики с горшком. Глядя на архитектурную композицию «Сибирские просторы» (см. фото) в центре города возле часовни, все время хочется спросить: когда же покрасят купол оперного театра, который держат в лапках соболя — все-таки театр не деревянный горшок какой-нибудь. О самих же соболях чудовищно черного цвета вообще не хочется говорить. Художников еще в училищах преподаватели бьют по рукам за использование чисто черного цвета. А высунутые языки соболей и вовсе завершают полный набор трех «авангардных» цветов. Кстати, сама композиция очень даже милая, только вот незавершенная.

Клякса двоечника. Отдать дань уважения композитору, написавшему гимн Новосибирска, установив в центре города скульптуру, откуда раздается мелодия гимна,— хорошая идея. Но опять же — хромают цветовые фантазии у авторов. Ужасный синий цвет, в который покрашена лира, у одних вызывает ассоциации с цветочной вазой, у других — с электрическим стулом. В худучилище опять же за это поставили бы двойку!

У коммунизма один лик на всех. Нет, здесь поговорим не о памятнике Ленину и большевикам на центральной площади (хотя, как заметил наш фотограф, он тоже выполнен с чудовищной для того времени идеологической ошибкой: серп и молот в руках громадных исполинов с одного из ракурсов напоминают… крест!), а, сколь бы неожиданным это ни показалось, — архитектору Крячкову (см. фото). Бронзового Андрея Дмитриевича, установленного на площади Свердлова, не могут узнать даже родственники.
Это может быть сам Свердлов — так и думают приезжие люди. А может — Дзержинский и даже Сталин! Да и сам памятник построен по принципу монумента вождя.
«Вот, к примеру, в Киеве установлен памятник архитектору Городецкому (не путать с новосибир-ским мэром — ЧС). Так там жители могут присесть рядом, попить минералочки, архитектор ведь — это не далекий человек, на которого надо с почтением взирать снизу вверх. А наш, родной, такой же житель города, — считает заслуженный художник России Михаил Омбыш-Кузнецов. — Более того, с разных ракурсов г-н Крячков выглядит то стоящим, то сидящим. Но самое ужасное в этом монументе — его анахронизм. Архитектор двадцатого столетия опирается на современную награду — «Золотую капитель», к тому же на нем сюртук пушкинской эпохи».

Эскимо на палочке, воткнутое в арбуз. И наконец, новый готовящийся сюрприз жителям Новосибирска — творение местного гуру архитектуры Арама Григоряна — композиция «Моя Сибирь» (см. фото). Во-первых, «девочка на шаре» совершенно непонятным образом выиграла конкурс на лучший проект памятника в честь присоединения Сибири к России. Во-вторых, девочка Арама Владимировича — симбиоз «Девочки на шаре» Пикассо и эмблемы журнала «Юность».
Беспокоит непрерывное дрожжевое брожение в умах местных скульпторов. Равно, как в Москве, город заполонило имя Зураба Церетели, протеже Юрия Лужкова, так и в Новосибирске власти овеяны ореолом армянского Фидия — Арама Григоряна. Это имя всплывает во всех серьезных муниципальных проектах — будь то проект памятника Пушкину (слава богу, протолкнуться к поэтическому гению г-ну Григоряну не удалось), памятник архитектору Крячкову, композиция «Сибирские просторы» (символизирующая историческое прошлое Сибири). И, наконец, своей работой «девочка на шаре» Арам Владимирович окончательно вывел из себя почтенных новосибирских художников.
«Г-н Григорян даже не изволил вылепить монумент в масштабе, а демонстрирует всем маленькую фигурку, не являющуюся показателем того, что монумент будет достойно смотреться на площади. На огромном шаре девочка будет выглядеть нелепо — а представьте, что само сооружение будет размером с пятиэтажный дом! — аргументирует Александр Чернобровцев. — Кроме того, чисто пластически «девочка» не закончена — ножек нет, вместо них — какой-то клин, автор, видимо, не знал, как их сделать. Получилось какое-то эскимо на палочке, только огромного размера. А разведенные руки — то ли кляксы, то ли крылья… (корреспонденту «ЧС» вообще показалось, что в руках у «девочки» то ли самолетики, то ли терновые венки). К тому же, если смотреть с разных точек площади, «девочка» к одним будет повернута лицом, а другие будут видеть только развевающуюся юбку. И, наконец, расколотый земной шар вообще напоминает то ли треснувший арбуз, то ли ядро Мюнхгаузена».
На площади Калинина активно ведутся работы по установке композиции, причем г-на Григоряна власти даже пожурили за самовольство — скульптор начал отливать в Улан-Удэ «девочку», не учтя ряд замечаний, вынесенных комиссией.
Не выдержавши зрелища на площади, обиженные художники даже собрали журналистов, дабы раскрыть общественности глаза на «злодеяния» г-на Григоряна, затмившего своими бездарными работами все и вся.
Как рассказали представители регионального отделения Союза художников России, мэрия (в частности, главный художник города Юрий Бурика) их то не приглашает в жюри конкурсов, то просто игнорирует их мнение, лоббируя везде одну и ту же фигуру — Арама Григоряна. Талантливость г-на Григоряна как скульптора-портретиста никто не оспаривает, однако композиции — явно не его природная прерогатива.
В конце концов, если не хватает достойных новосибирских скульпторов, почему бы не пригласить иногородних? Ведь когда уже получен ряд ужасающих работ в исполнении Арама Григоряна, где есть гарантия, что следующая будет лучше? Как-никак, сносить монумент очень трудоемко и дорого для бюджета города.

Яна ДОЛЯ, 
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

НРО СХР: