Вы здесь

Вернисаж потребовал размаха

http://www.kulsi.ru/EnergyAndArt?pid=3&id=420 

Десятая юбилейная региональная художественная выставка «Сибирь», которая проходит на лучших выставочных площадках Новосибирска, – самая широкоформатная выставка за Уралом. Экспозиция включает более полутора тысяч единиц всех видов изобразительного искусства от 922 художников региона. Это рекордное количество участников за всю 44-летнюю историю «Сибири» и тот максимум произведений, который может сегодня принять Новосибирск. Как считают в выставочном комитете «Сибири», наш город оказался не готов к проведению мероприятия такого уровня – как морально, так и физически.

«Только региональная выставка может показать искусство Сибири как совокупное целое со всеми существующими на данный момент тенденциями. По ней можно видеть, кто мы есть в искусстве и куда идем», – отмечает ведущий новосибирский искусствовед Павел Муратов в предисловии к каталогу юбилейного вернисажа. Став ступенью к российской республиканской выставке, которая пройдет в феврале следующего года в Москве, «Сибирь» не только продемонстрировала уровень изобразительного искусства региона, но и высветила проблемы, которые новосибирское отделение Союза художников России решает не первый год.

На торжественном открытии экспозиции в Новосибирском художественном музее было тесно, как в трамвае. Два десятка гостей приехали из Новокузнецка, восемьдесят – из Барнаула. Буряты отметили качественный коньяк от спонсоров, тувинцы оценили врученные лауреатам бронзовые медали ручной работы, с профилем бога искусств Аполлона. И вдруг в радостный гул голосов вклинилось возмущение: «Простите, но я не вижу моей картины!» Она осталась в офисе Союза художников, на полу, лицом к стене, соседствуя еще с сотней работ, которым в выставочных залах Новосибирска просто-напросто не хватило места… 

Выставочный комитет, отбирающий работы для Десятой региональной художественной выставки «Сибирь», действовал по принципу «духовность, преемственность, профессионализм». В результате были утверждены полторы тысячи работ от 922 экспонентов, в то время как на прошлой региональной выставке 2004-го года в Иркутске 653 участника представили 819 работ. Впечатление от «Сибири-2008» сумбурное, как от узоров калейдоскопа. Полотнам так же тесно на вернисаже, как и гостям. Картины наступают друг на друга, одна перебивает ощущения от другой. Ведь произведение искусства – это не только сюжет в раме, но и воздух вокруг нее, индивидуальное пространство, территория, на которую больше никто не посягает. Четыре этажа художественного музея оказались совершенно не приспособленными для экспозиции такого размаха. А ведь свои залы предоставили еще и краеведческий музей, Дом актера, частные галереи «CHE» и «Старый город». Параллельно в Доме ученых Академгородка организована молодежная выставка «Ювенильное море», на проведение которой был получен областной грант на сто тысяч рублей. 

«Мы задействовали все площадки города, какие только возможно, а получилось, что сняли с сибирского искусства только самые сливки, – сетует член президиума выставкома «Сибири» заслуженный художник России, профессор Михаил Омбыш-Кузнецов. – Есть и другие художники, достойные быть представленными здесь! По-хорошему, нужен отдельный зал для компьютерной графики, отдельный – для книжной графики. Потребность в новом выставочном центре назрела давно».

Парадокс в том, что еще одна выставочная площадка Новосибирска – тысяча с лишним квадратных метров – осталась не у дел. Находится она на Свердлова, 13, аккурат напротив художественного музея. Чем не музейный комплекс – при более удачном раскладе? Тем более именно здесь начиналась история «Сибири». Ровно 44 года назад состоялся самый первый смотр художественных сил Зауралья, и назывался он тогда «Сибирь социалистическая». С тех пор выставка с периодичностью раз в четыре года путешествовала по городам, но ни разу не возвращалась в свою колыбель.  

Офис на колесах

Пять лет назад в местном СХ произошел раскол. В результате чего два союза оказались в неравных условиях. За организацией Арама Григоряна остался производственный комбинат на Липецкой и офис с выставочными залами на Свердлова: и то, и другое с тех пор не использовалось по назначению. Организация, которую возглавил скульптор Александр Крутиков, а затем живописец Вадим Иванкин, лишилась всего. «Наш офис располагался в машине», – констатировал Михаил Омбыш-Кузнецов. Но именно бездомная организация стала пламенным мотором юбилейной «Сибири». «Все, что в других регионах проходит в обыденном, рабочем режиме, в Новосибирске дается большой кровью и потом, напряжением вех человеческих сил и нервов на грани возможного предела», – высказался Вадим Иванкин, когда цель была достигнута и вернисаж состоялся.

Организаторы вспоминают негативную реакцию на их инициативу провести выставку в Новосибирске при обсуждении итогов предыдущей, девятой «Сибири» в Иркутске. «У вашего союза нет ни офиса, ни залов!» – возмущались коллеги. Нет ни физических, ни материальных возможностей – понимали новосибирцы. Секретариат Союза художников России настаивал на другом городе. Красноярск пытался перехватить почетное право – принять «Сибирь» в четвертый раз. Современного выставочного центра нет и там, но есть финансовая возможность арендовать ярмарочные площади при активной поддержке мэрии.

Все это время СХР и новосибирская мэрия судились с григоряновским союзом за помещения. Каждый за свои. В результате арбитражный суд вынес решение о выселении союза городских художников под предводительством Григоряна со всех незаконно занимаемых ими площадей. Союз художников России вернул себе комбинат на Липецкой. Судебный акт вступил в законную силу 25 октября прошлого года. А 28 мая нынешнего года мэр Новосибирска подписал распоряжение о создании – впервые в России! – муниципального бюджетного учреждения «Городской центр изобразительных искусств» по адресу ул. Свердлова, 13. В документе сказано: «Задачами вновь созданного учреждения станут: формирование и удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии всех жанров и видов изобразительного искусства, … организация и проведение выставок, художественных конкурсов, ярмарок и других творческих мероприятий». Однако, говорит Вадим Иванкин, «мэрия Новосибирска не торопится предъявлять судебные решения по своим же искам к исполнению, из-за чего теряет свою же собственность». Ни одной из своих функций новое учреждение не начало выполнять по сей день. 

«Недоумение, достойное прокурорской проверки, вызывает тот факт, что юридически равноправные, хоть и фактически абсолютно разные организации пользуются муниципальным имуществом на разных условиях и с разным количеством: законопослушные художники сидят на 88 метрах отремонтированной ими и ими же арендуемой площади, а наглые и хамоватые бездельники доят субаренду с 1200 метров незаконно занимаемых площадей. Похоже, для кого-то в мэрии, несмотря на закон, один «член-корр» ровнее всех художников Новосибирска вместе взятых», – характеризует Вадим Иванкин сегодняшнюю ситуацию.

Более удачными переговоры новосибирского отделения СХР с мэрией оказались в части выделения муниципальной собственности под офис организации. Художники вошли в ободранные стены на Фабричной, 8 в феврале нынешнего года – и взялись за ремонт. Живописец Валерий Степаненко выступил прорабом, сменив кисть и краски на другие инструменты – строительные. Пол, стены, свет, проводку – все художники делали собственными руками и за собственные деньги. Часть средств они выручили от продажи своих картин в музеи области. К открытию вернисажа офис приобрел приличный вид, а, значит, был готов к приему дружественных делегаций. 

Зона озона.

Организация и проведение «Дельфийских игр» в Новосибирске, проходивших в мае нынешнего года, потребовали от области более тридцати миллионов рублей. Для выставки «Сибирь» из бюджета была выделена всего лишь десятая часть этой суммы. Половина из этих денег ушла на издание альбома-каталога тиражом 2 000 экземпляров. Роскошный подарочный фолиант – лицо юбилейной выставки, ее визитная карточка, показатель ее имиджа, в общем, особая гордость новосибирского союза. Сравнивая его с тощей серой брошюркой 64-го года, понимаешь, как далеко ушел прогресс. И как тот же прогресс требует создания центра современного искусства.

На этом не так давно заострял внимание Пьер Броше – французский коллекционер и организатор передвижной выставки современного искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила», которая экспонировалась в конце августа в аэропорту Толмачево. В аэропорту – потому, что более подходящего помещения не нашлось. По его словам, в департаменте культуры Новосибирской области понимают необходимость создания такого центра и открыты для диалога. Переговоры членов правления СХР с губернатором ведутся не первый день. Причем речь идет не о строительстве нового здания. Опыт переоборудования бездействующих заводских цехов в России есть. В Москве активно происходит экспансия искусства в промзону, заводские здания превращаются в выставочные центры: ламповый завод, завод театрального осветительного оборудования, ткацкая фабрика «Красная роза», гаражах кондитерской фабрики «Красный Октябрь», а самый известный из них – центр современного искусства «ВИНЗАВОД» на месте бывшего винного комбината. 16 сентября нынешнего года состоялось открытие еще одного центра современной культуры – в историческом здании Бахметьевского гаража, которое полностью отреставрировано. В Новосибирске на бывших промышленных площадках пока что обосновались гипермаркеты.

И художники, и чиновники сошлись на том, что создание современного досугового центра с обширными выставочными площадями удачно вписывается в программу «Новосибирск – культурная столица Сибири». Предполагаемая сумма инвестиций – 500 млн. рублей. Хотя, как это обычно бывает, к моменту подписания документа она возрастет. 

Яна Колесинская ©

НРО СХР: