Вы здесь

"Живописцы, окуните ваши кисти...", или Какие краски нужны городу?

Очередное собрание экспертной сессии, проводимой «Большим Новосибирском» и «Институтом развития города» в рамках разрабатываемой «Концепции культурного развития мегаполиса (на примере Новосибирска)», было посвящено художественной культуре и функционированию искусства в мегаполисе. 

На встречу, к обмену мнениями, были приглашены ведущие художники Новосибирска, чиновники соответствующих подразделений областной и городской администрации, деятели науки и культуры, представители общественных организаций, журналисты. В частности, в работе сессии приняли участие такие новосибирские художники как Елена Бертолло, Вадим Иванкин, Михаил Омбыш-Кузнецов, Сергей Мосиенко, Александр Шуриц, Данила Меньшиков, Александр Таиров.

Разговор начался, как всегда, с подведения итогов предыдущих сессий, которые были посвящены музыкальной, театральной культуре Новосибирска. Также в рамках экспертной сессии была затронута проблема «Культура и пожилые люди». 

Организаторы подчеркнули, что результатом этих экспертных сессий должен стать «некий обобщенный аналитический документ, составленный по результатам всех наших собраний». 

- И мы надеемся, что это действительно поможет улучшить ситуацию с культурой в Новосибирске, поможет созданию реальной концепции культурной политики в нашем регионе, - отметила исполнительный директор Интернет-портала «Большой Новосибирск» Наталья Баранова. 

Обсуждение началось с того, что организаторы отметили: в последнее время на проблемы художественной культуры и искусства в стране стали все чаще обращать внимание и властные структуры, и средства массовой информации. 

И главное, на что настраивались участники дискуссии: все понимали, что проблем в художественной культуре Новосибирска много, но чтобы их эффективно решать, надо намечать пусть небольшие, но конкретные шаги. Именно на выработку таких «конкретных шагов» и направлена работа экспертной сессии. 

Но конкретные меры вырабатывать легче, когда имеешь дело с неким сообществом. Поэтому один из главных вопросов, предложенных к обсуждению, был таков: а существует ли в Новосибирске сообщество (корпорация) художников? Насколько оно консолидировано? И что нужно сделать, чтобы сообщество художников (в широком смысле слова) было единым? 

Эта проблема, как и предполагалось, волнует всех. Но у большинства выступающих проблемы городского сообщества связаны с факторами формирования города в целом. 

- Город имеет небольшой пласт истории, - отметил художник Александр Таиров. - И тот культурный пласт, который здесь мог бы быть, объективно не сформировался за такое короткое время. Новосибирск сложился на основе социального конгломерата: ссыльных людей, пришлых из маленьких городов, из деревень. Давайте с вами поймем следующую объективную вещь: не может быть в этом городе предпосылок для того, чтобы отношение к культуре было таким же, как в Петербурге, Томске, Омске. У этих городов другой исторический период, другая историческая память. И мы не можем радикально изменить умонастроение людей, которые живут в этом городе. 

Много говорилось о том, что общая художественная среда города порождает своего рода «культурную апатию» населения. 

- Нашему городу, по большому счету ничего не нужно, - высказался Сергей Мосиенко.- Вот сейчас здесь сидят художники, которые уже несколько лет работают над уникальным историко-художественным проектом «Знаменитые горожане в портретах». Это проект начинался как подарок городу. А городу это оказалось не нужно! Сейчас этим проектом занимается область, и находятся портреты в Областном художественном музее. Скажите мне, где это еще такое может быть? Делается целая портретная галерея (сейчас это уже 75 портретов) - а городу на это наплевать?! Ведь из этого можно сделать такую интересную вещь для имиджа Новосибирска. 

- Говорить о художниках нужно в контексте общей гуманизации художественной среды, - продолжил дискуссию художник Данила Меньшиков.- Ведь так очень легко поступить: не нужны художники городу - и не стало художников! И кому от этого лучше, легче? Или это в природе русского человека заложено - все разрушить, а потом сокрушаться: «Ах, какая художественная среда в городе была?» Эта прослойка в нашем городе настолько мизерная, что это просто смешно говорить! Если в Москве и Петербурге по 10-15 тысяч членов в союзах художников, а у нас - сто человек, о чем мы вообще здесь говорим. А средний возраст - 50 лет. 

Конечно, много говорилось о будущем художественной среды в Новосибирске. 

- Вот посмотрите на людей, сидящих за столом. Совсем же немолодые люди! И если город и дальше будет равнодушно смотреть, что происходит с изобразительным искусством, то через десяток лет у нас художников просто не будет! - выразился Михаил Омбыш-Кузнецов. - Сегодня молодые художники получают награды в других городах и остаются там потому, что их родной город не предоставляет мастерские, не формирует нормальную художественную среду, чтобы они развивались и работали. 

Но не только эти проблемы волнуют художников. 

- Я лично очень сильно ощущаю отсутствие в городе журнала или нормальной газеты, которая бы грамотно писала о художественных процессах, которые происходят в городе, - сказал художник Александр Шуриц. - В гламурных журналах, посвященных моде, архитектуре, интерьерам иногда появляются статьи о художниках, но это все на уровне дилетантов, «журналистов-любителей», которые пишут нормально, но не о том. Это первое. Второе: у нас в городе нет нормального выставочного зале или центра современного искусства. Строятся гигантские офисные здания. В это, я понимаю, вложены огромные деньги. А выставочного центра нет, и это жаль! 

Постепенно в результате дискуссии высветился ряд проблем, без которых нормальное развитие художественной жизни в Новосибирске выглядит проблематично: невнимание городских властей, общая «культурная апатия» населения, проблемы в детском художественном творчестве, отсутствие сбалансированной культурной программы в области культуры, несформированность арт-рынка и многое другое. 

Эти проблемы разного плана, уровня осмысления и уровня решения. И не случайно в наиболее трезвых выступлениях звучал призыв: не тратить время на констатацию фактов! Давайте генерировать конкретные идеи. 

- На мой взгляд, Новосибирск отличается от своих собратьев-городов тем, что здесь есть, несмотря на все объективные сложности, творцы очень высокого класса, - сказал архитектор Сергей Закусаев. - И дело не в том, что у художников нет условий для творчества. Но в главном я согласен: необходимо формирование художественной грамотности. А для этого нужно, чтобы все сферы деятельности по управлению городским развитием комплексно были обеспокоены и осмысленно двигались в направлении превращения Новосибирска в привлекательный и конкурентоспособный мегаполис. 

Один из главных выводов дискуссии можно обозначить так: нужно всячески доводить до властных структур разных уровней простую мысль: "Новосибирск может стать инвестиционно-привлекательным и через свою художественную среду! А город неинтересный в культурном плане никогда не выиграет в экономическом смысле". 

Не обошли художники вниманием и основную тему всех экспертных дискуссий: «Культура и власть». 

- Не надо лукавить: всех беспокоит не это! Всех беспокоит 2009 год, когда все наши уважаемые художники (теоретически!) могут оказаться на улице. И тогда их не будут волновать проблемы художественного воспитания детей, развития Левобережья и прочее. Сегодня речь идет об элементарном выживании художественного искусства, - подчеркнул председатель регионального правления Новосибирского отделения Союза художников России Вадим Иванкин. 

И главная проблема здесь - нерешенность вопроса с творческими мастерскими. 

- Это - главное! Это их место работы. Писатель может писать только за столом, художник - это определенное производство. 

Тарифы, отсутствие правового статуса, неясность перспектив не могут не беспокоить художников, - подчеркнул Вадим Иванкин. 

- Художники даже денег у государства не просят! Почти. Вот вопрос о мастерских: там не в деньгах дело! Нужна политическая воля. Без этого очень многие ситуации с художниками не будут решены. Многие проблемы завязаны просто на понимании ситуации. Эти проблемы не требуют финансов. А просто понимания и политической воли! 

- От власти нужно добиться четкого понимания: нужна художественная культура или не нужна? Необходимо ли изобразительное искусство как определенная область культуры? Протекционизм власти здесь необходим! 

Дискуссию в этом вопросе продолжил представитель Департамента культуры Администрации НСО Владимир Миллер: 

- Давайте вернемся в недавнюю историю. Друзья мои, всегда так было: государство никогда художникам ничего не давало! Мы все вспоминаем советское время, когда была идеологическая система. И вас «прикармливали», родные мои! Коллеги, есть реальная жизнь. И главное - это она сама. Уровень жизни. Только он заставит человека что-то делать! Ребенка учить живописи, музыке. И никакими другими сотрясениями воздуха никто ничего не изменит! Все зависит от человека, который что-то делает. От директора школы, который открывает в своей школе филармонический лекторий. Или еще что-то! Вот у нас же есть сообщество: Союз художников, сайт или что-то еще. Я только прошу вас, коллеги, не уповайте на государство! Только жизнь заставит людей что-то делать. Да, у мэра сегодня, скажем мягко, «другие заботы». Но посмотрите вокруг: сколько строящихся зданий и везде написано: «Аренда». И в истории всегда так было: художники находили возможности снимать эти залы не за счет прямой государственной помощи, а за счет других ресурсов. Сегодня это могут быть меценаты, спонсоры, гранты какие-то. Государство всегда в этой цепочке на последнем месте! Ну, кто поддерживал импрессионистов? Да никто! 

Из конкретных предложенный, которые могли бы оживить выставочную деятельность в Новосибирске, ввиду отсутствия современного выставочного зала, следует отметить предложения художникам использовать под выставочные площади супермаркеты, пустующие производственные помещения, цеха и другие нетрадиционные площадки. Идея была встречена скептически. 

- К вопросу о том, нужно ли организовывать выставочные залы в цехах, заброшенных заводах, супермаркетах и так далее, - сказала руководитель отдела выставок Краеведческого музея Раиса Кипнис. - Я выставочной деятельностью занимаюсь очень давно и постоянно анализирую: что и где люди смотрят? И я пришла за 12 лет работы к безутешному выводу: даже в театрах, где есть помещения для выставок, эти экспозиции, к сожалению, не воспринимаются. В магазин человек идет за покупкой! А картины он воспринимает, как фон! Пройдет мимо - и всё! И даже в театрах, повторюсь, где культурная и подготовленная публика, выставки художников проходят очень слабо. 

Дискуссия продолжилась в том тоне, что «не в выставочных залах дело». Художники готовы выставляться, но им нужно внимание публики, профессионалов. И тут выступающие обозначили острую для Новосибирска проблему отсутствия искусствоведов, кураторов, арт-менеджеров, которые могли бы продвинуть саму выставочную деятельность и наладить зарождающийся арт-рынок. 

«А если этих кураторов нет?» - прозвучал ответ. 

«Тогда нужно многое делать самому! Бери и делай!» - был ответ. 

- Да, тут много говорилось: «Художник много должен делать сам!» Ну, а если кто-то не может. Этого же нельзя требовать от всех, - подчеркнул Данила Меньшиков. - Дайте тогда грамотных менеджеров, кураторов. А я готов работать, готов давать ту продукцию, которая нужна, скажем, для какого-то проекта. 

Но все же дискуссия привела к неутешительному итогу: художники в Новосибирске есть, но они мало что могут и мало кому нужны. В этом есть и объективные причины развития города. И проблемы разобщенности художественной среды, поскольку, как сказал Сергей Мосиенко, «мы - объединение индивидуальностей». Но эту проблему тоже надо решать. 

В сегодняшних условиях никто не может отрицать значимость фигуры «куратора - арт-менеджера-импрессарио». Но коль таких фигур в Новосибирске нет, художникам ничего не остается, как самим становиться кураторами. 

Много говорилось о проблеме СМИ: их некомпетентности, низком уровне профессионализма. Но никто не мешает художникам в этой ситуации самим брать в руки перо и выступать как культурным журналистам. Хотя, опять же, требовать этого от всех нельзя. 

А из конкретных предложенных мер хотелось бы отметить предложение организовать тендер на проведения конкурса «Продвижение картин новосибирских художников» и продолжить продвижение вопроса о передаче творческих мастерских художников из муниципальной в региональное подчинение. 

Главное, как подчеркнули художники, чтобы «это движение было двусторонним». 

Елена Бертолло: в дополнение к обсуждению хужожественной культуры Новосибирского мегаполиса 

Относительно темы нашего общения, по художественной культуре в Новосибирском мегаполисе, - сложные и объемные вопросы были предложены для короткого обсуждения. Чтобы наметить пути развития художественной культуры города, внести по-настоящему дельные предложения, необходимо владеть информацией. Необходимо знать, например, что происходит в стране в этой сфере, почему именно художники стали ей особенно неинтересны, и как развиваются события в других регионах. Какие существуют в мире формы взаимодействия «художник-власть»? Может, мы действительно фантазируем и требуем лишнего, невозможного? 

Без такой информации эффект выйдет как при лечении чесотки, когда не используют нужные лекарства, а просто чешут больное место, т.е. -пустой разговор. 

Художники сейчас могут путешествовать, общаться с коллегами других стран. У меня, например, были совместные выставки с японской художницей, с немцами, французами, финнами. 

Есть друзья-художники, уехавшие из России. Приведу несколько примеров. 

Бывший наш соотечественник, художник, в настоящее время живёт и работает в Голландии, в предоставленной ему за символическую плату мастерской. Союзу художников (!) Наймегена (не мегаполис!) город предоставил бывшую натовскую казарму - трехэтажный старинный кирпичный особняк. Летом, по линии СХ этот художник участвовал в совместном голландско-немецко-бельгийском проекте - пленере по Рейну и притокам. 

Финским художникам, приезжавшим на Новосибирскую биеннале, оплачивали дорогу и проживание. 

В маленьком городке на Юге Франции Saint Mathieu есть муниципальный Дом творчества Maison d"Emma. Художники всего мира, прошедшие конкурсный отбор, имеют возможность два месяца там жить и работать, бесплатно. 

Таких примеров найдётся множество, даже не углубляясь в проблему, могу сказать, что в странах Европы существует развитая система поддержки художников. 

Китайские художники, члены СХ, тоже имеют замечательные муниципальные мастерские. 

Тех благ, на которые намекают чиновники моим старшим товарищам, я не застала. Но и так понятно: ситуация объективно изменилась, даже за последние годы. Брать за ориентир крайности нелепо, ведь есть и в советской модели отношений «художник-власть» что-то ценное, получается в который раз «с водой и ребёнка». 

Таким образом, всё вышеизложенное получились по поводу взаимодействия художников с властями, причем одностороннего. 

Этим пока и ограничусь.

http://www.megansk.ru/partanalitics/1203676915

НРО СХР: