Вы здесь

То косослой, то свилеватость Третьякова.

Что за невыразительное название для такой замечательной выставки, скажете вы, дорогие мои зрители, и …ОШИБЁТЕСЬ!

Я тоже сначала так думал, но всё изменилось в тот день, когда ко мне пришли какие-то незнакомые мне бродяги и молча протянули потрёпанную книжку. (Они где-то прознали, что я собираю, как они выразились, «ралитеты», и, видимо,  рассчитывали на вознаграждение. Поначалу я не хотел брать книгу, у меня их в сарайке целая стенка «Новосибирск -5»(поколение постарше помнят эту модель), книг много, они уже не входят в дом, так как и в нём много всякого барахла. В оправдание скажу, что всё прочитано внимательно, зачастую ни по одному разу. Да,  впрочем, всё может поменяться. Барахло  - в сарайку, книги - в дом. Итак, я немного отвлёкся. Хотел я отказать товарищам в деньгах, но, посмотрев на позы и выражение лиц собеседников, (они напомнили мне персонажей-просителей с картины художника Перова «Чаепитие в Мытищах»), рука сама потянулась в карман.

Открыл книгу и ахнул!

Написана ещё при царе Горохе. Издана в Типографии Дома Призрения Малолетних Бедных. Буквы «И», «Е»,»Ъ» написаны не по-нашему. Ну оно и понятно: 1884 год! Хорошо ещё что нашей эры.

Называется «Руководство при изготовлении изделий»... Руководство «при», а не руководство «по» изготовлению. Чувствуете разницу? «Вот, где зарыта свинья» - подумал я. Пыхтели раньше люди. Смотрели на изделие долго, испытывающе.  А сейчас? Торопятся художники. Тяп-ляп. Идём дальше по тексту. «Приготовить изделие или произвести обработку данного материала-значит придать этому материалу требуемую определённую форму и размеры. Кто сейчас знает про форму и размеры? ГОСТа –то нет. Понятия о нём расплывчаты. Помню в школе на уроке черчения моему приятелю-двоечнику новая учительница задала вопрос: «Валерий, скажите, что такое шероховатость»? (Есть такой технический термин или нет, уже не помню, давно это было). Помню только ошарашенное лицо Валерки. Его уже давно никто и ни о чём не спрашивал. Однако удар выдержал с честью. Закатил глаза в потолок,  помолчал  полминуты, обхватив голову руками, сделал резкое движение рукой по щеке.

«Вот если ладонь обдерёшь, значит шероховатость есть, если чисто, то чисто». Хватским-вятским оказался Валерка. Впоследствии забогател, купил дом с пальмами в Таиланде. Видно тогда ещё  что-то знал про косослой и свилеватость. А теперь о картинах, представленных на выставке. Сюжеты, как видите, простоваты. Как правило, видим две женские фигуры, стоящие одна - полубоком, другая - полузадом. Они что-то собирают в лесу. Кстати, классический сюжет. Вспомним Милле, Коро и т.д. Вот и хорошо, пусть делают запасы на зиму. Что они у меня собирают? Как правило, грибы и ягоды. Грибы у меня строго подосиновики - красное на зелёном. Ну, прямо «Купание красного коня» художника Петрова-Водкина.

Подосиновики видно издалека: ножка сахарно-белая, шляпка ядовито-красная. Не путать с мухоморами, у них на этой самой красной шляпке белые пятнышки, как крошки из торта. Мухоморы - ядовитые грибы, одна знакомая настойкой самогона на мухоморах вылечила рак. Но это по её словам. Науке это неизвестно. Ягода у меня – клубника, варенье из неё вкусное. Его любил мой отец. Опять же рисовать её легко, ставишь красные точечки - и готово. Есть на выставке букеты. Люблю ирисы. Ещё меня интересует тема про насекомых. Раньше это были кузнечики и стрекозы, сейчас хедлайнеры-мухи. В экспозиции есть чудная вещь: на куске рогожки от дивана 50-х годов изображена группа кормящихся мух. Картина называется «Ненасытные». Поэтому они не замечают в правом верхнем углу пластмассовую коробочку, в которой притаился некий персонаж. В коробочке есть смотровое окошечко, протёртое наждачной бумагой. Практически, жанровая картина. Есть ещё что-то. Впрочем, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Ещё меня мучает вопрос: кто написал Конька-Горбунка? Пушкин или Ершов? Загадка.

                                                                                  Юрий Третьяков

март, 2015 год.